Домашняя Вверх Взаимосвязи Содержание Поиск

Линдон Ларуш
Бард&Сo. Нетократия Александр Зиновьев Иван Ильин Линдон Ларуш Сергей Минаев Йог Рамачарака Владислав Рыбицки Владимир Соловьев Джордж Сорос Марк Твен Анатолий Федосеев Л.Рон Хаббард Эрих Фромм Тейяр де Шарден Что вижу, то пою

 

[В стадии разработки]

Линдон Ларуш как патриарх физической экономики

Кандидат в Президенты США, Линдон Ларуш проявил себя как выдающийся представитель той тенденции развития общественной мысли, которую можно определить как "физическая экономика". Эта тенденция совершенно определенно противостоит господствующей сегодня концепции экономического либерализма. Противостоит не в академическом смысле, а в смысле сугубо практическим. За что ученый и политик не замедлил оказаться в тюрьме самого выдающегося оплота демократии. Построенного на лжи, манипуляциях, обмане, преступлении и прочих смертных грехах. В которых нам самое время с Линдоном Ларушем и разобраться. Разобраться с каждым грехом, каждым обманом, каждой манипуляцией в отдельности. Объединив идеи Линдона Ларуша, созданного им Шиллеровского института и его единомышленников с идеями других ярких личностей, не ставшими "журналистами, писателями и учеными из-за куска хлеба". Вот они

Но чтобы лучше понимать позицию и значение Линдона Ларуша для современной общественной мысли, стоит ознакомиться с предисловием профессора Муранивского к книге: Шиллеровский институт науки и культуры. Линдон Ларуш. Физическая экономика. "Научная школа", Москва, 1997. Это предисловие имеет название: Физическая экономика Ларуша против идеологии экономического либерализма. Ознакомимся с ним:

"Опыт преподавания "Физической экономики" Линдона Ларуша в ряде университетов России показывает, что усвоение студентами основ новой науки позволяет им овладеть фундаментальными экономическими знаниями, основными принципами общественных отношений в обществе, научными методами анализа экономических явлений и процессов на разных уровнях - от предприятий и фирм до системы международных экономических отношений. Кроме того, эта наука помогает правильно разобраться в других экономических теориях и концепциях, в частности, понять деструктивную идеологическую сущность широко рекламируемых у нас в последние годы методов экономического либерализма

Физическая экономика изучает особенности и принципы развития сферы материального (физического) производства с целью количественного и качественного улучшения наполнения "рыночной корзины" на базе непрерывного научно-технологического прогресса, обеспечивающего длительное существование человечества на Земле

Этот универсальный смысл и гуманистическая сущность предмета экономической науки игнорируется приверженцами экономического либерализма и свободной торговли. Например, в учебнике Кэмпбелла Р.Макконнелла и Стенли Л.Брю "Экономикс", переизданного несколько раз на русском языке миллионными тиражами, настойчиво предлагается иное понимание экономической науки: "Экономическое восприятие означает изучение того, как индивиды и институты принимают решения, основываясь на соотношении издержек и выгод". Что касается таких человеческих ценностей как "общественное признание, статус, любовь и т.п.", не говоря уже о нравственности экономического поведения, то эти и другие стороны жизни человека и общества авторы оставляют "на долю других общественных наук". И это не случайно. Маккдоннелл и Брю задались целью обучить будущих американских (а теперь - и российских) экономистов лишь "динамизму всех взаимоотношений в обществе, обусловленных или связанных с рынком". Свою теорию они пытаются иллюстрировать "случаями из жизни". Например, опостылевшую всем нам наглую спекуляцию (которую, кстати, осуждают и сами американцы) авторы учебника представляют лишь как "добровольную сделку, выгодную и покупателю, и продавцу".

 Мало того, такого рода "сделкам" авторы учебника дают теоретическое оправдание, констатируя, что "рыночная система не имеет совести". Вообще человеку как творческой личности да и человечеству в целом в этом учебнике не нашлось места. В нем есть только дельцы, лишенные каких-либо морально-этических качество, но обладающие умением выгодно вкладывать и различными способами добывать деньги ради наживы. Смысл свободы для них в том, чтобы казнокрады, коррупционеры, валютные мошенники обрели полную независимость и бесконтрольность. Свободу обретают также садисты, наркоманы, гомосексуалисты и т.п.

Вряд ли этим и другим идеологам экономического либерализма импонирует "случай из жизни", который недавно произошел в Риме во время Всемирной продовольственной встречи в верхах. 13 ноября 1996 г. более ста глав государств и правительств обсуждали пути решения острой глобальной проблемы: как накормить 800 млн. человек, которые сегодня голодают в мире

Сторонники свободной торговли сельскохозяйственной продукции заявили на этой встрече, что рыночные законы обеспечивают достаточное производство продовольствия. Но тревожную ноту внес приуроченный к открытию римской встречи отчет благотворительного фонда "Экшн Эйд". В нем утверждается, что либерализация торговли и переход многих развивающихся стран на производство товарных культур для экспорта могут подорвать внутренние поставки продовольствия и привести к голоду в бедных странах. Поэтому представители "Экшн Эйд" призвали решить именно торговые вопросы и установить контроль над крупными транснациональными корпорациями, доминирующими на товарном рынке

Печать не сообщает, что это за "товарные культуры для экспорта", о которых шла речь. Но все прекрасно понимают: это - наркотики. Выращивать коку в Колумбии или мак в Бирме куда выгоднее, чем какое-то там продовольствие для голодающих. Есть только одно неудобство: наркобизнес - противозаконен. Несмотря на то, что  самые крупные спекулянты и валютные мошенники призывают легализовать торговлю наркотиками, Маккдоннелл и Брю скромно воздерживаются от прямых призывов к этому. Правда, они не скрывают своего изумления тем, что торговля героином "с рациональной точки зрения" самая выгодная, поскольку "потребителю" часто хватает одной инъекции, чтобы этот "товар" по гроб жизни стал для него главным, если не единственным

Вот почему критики "свободного рынка" А.Смита на Западе и в России (Ф.Лист, Г.Кэри, С.Ю.Витте, Д.И.Менделеев и др.) в XIX веке, а также наши современники (Линдон Ларуш - в США; Морис Аллэ - во Франции; ряд ученых России и др.) показали по первоисточникам, что идеология экономического либерализма - это "продукт", изготовленный на экспорт и предназначенный для закрепления господства монополий в своих колониях. Современной "упаковкой" для этого продукта стал монетаризм Нобелевского лауреата Милтон Фридмена

Мы затронули лишь один аспект идеологии экономического либерализма, но уже из этого ясно, почему его сторонникам неприемлема задача физической экономики - обоснование необходимости и всемерная поддержка непрерывного научно-технологического прогресса для обеспечения длительного существования человечества. Сторонникам свободной торговли и монетаризма больше по душе мальтузианские теории, утверждающие о перенаселении Земли и необходимости насильственного сокращения населения (геноцида) во благо тем, кто выживет

Активная реанимация мальтузианства относится еще к началу 70-х годов. Пропаганда этих взглядов была настолько активной, что  они проникли в литературу и киноискусство, хотя несколько иначе, чем хотелось бы некоторым представителям науки. В те годы в СССР демонстрировался фильм "Комитет 19-ти", посвященный борьбе международной группы врачей с внезапно разразившейся эпидемией в одной из стран Африки. Журналисты, естественно, засыпали врачей вопросами. Профессору из Индии задали такой вопрос: "Ваша страна перенаселена. Может для Индии была бы полезна подобная эпидемия, чтобы оставшиеся в живых могли жить лучше?" На это индийский врач ответил:"А вам будет лучше жить, если вы попадете под поезд и вам отрежет ноги? Ведь тогда не придется тратить деньги на обувь"

Линдон Ларуш, разрабатывая концепцию физической экономики, убедительно доказал несостоятельность как неомальтузианских концепций, так и теорий так называемого "нулевого роста" и приостановки научно-технологического прогресса. Он обосновывает связи между научно-технологическим прогрессом, экономией человеческого труда, повышением его производительности, ростом численности и повышением плотности населения на единицу площади

Экономике России этот подход особенно импонирует. И не только из-за неоправданно низкой плотности населения в стране. Дело в том, что еще в самом начале ХХ века в своих лекциях по политэкономии, тогдашний премьер-министр России, граф С.Ю.Витте показал причинную связь между научно-техническим прогрессом и ростом плотности населения. Л.Ларуш, развивая эту идею, ввел категорию "потенциальной относительной плотности населения" и показал, что уже при достигнутой в мире технологии на Земле могло бы безбедно жить не менее 25 млрд. человек. Но технологический прогресс, цивилизация в целом и высокая культура должны распространяться по всей планете, а не быть монополией лишь небольшой группы развитых стран. Ларушем разработана методика преодоления отсталости бедных и развивающихся стран, которая в значительной мере годится и для России, брошенной сегодня в пучину неоколониализма

Безразборное, порою просто бездумное, а возможно и злоумышленное насыщение российского информационного рынка не только сомнительной, но и вредной книжно-журнальной продукцией как в виде переводов сочинений зарубежных авторов, так и плагиативно-подражательных произведений домашнего изготовления, наносит непоправимый ущерб и оказывает целенаправленное разрушительное воздействие на экономическую, социальную и духовную сферы нашего общества, а особенно - на всю систему образования и воспитания подрастающего поколения

Вчитайтесь в новые учебники по истории, изданные на спонсорские деньги зарубежных "филантропов", и вы не найдете там не только правдивой картины исторических событий, но даже мало-мальски уважительного отношения к своему народу и отечеству. Откройте официально рекомендованные в качестве учебных пособий переводные или даже подготовленные русскоязычными авторами учебники по экономике. В них вы найдете в изобилии многоцветные панегирики спекуляции, ростовщичеству, всякого рода хитроумным способам добывания денег с целью личной наживы путем одурачивания слабых, грабежа общества и государства. Создается впечатление, что авторы этих "учебников" задались целью воспитать в обществе побольше воров и проходимцев, а не честных и порядочных граждан своей страны. Нас учат: деньги - богатство, деньги - сила, деньги - счастье... Жить и работать стоит только ради личной выгоды, ради денег. У будущих граждан не должно быть ни родных, заслуживающих уважения, ни товарищей по труду или творчеству, ни земли, которую они любят (она им нужна только для перепродажи), ни родины, ни государства. А экономическая наука ими преподносится лишь как наука о том, как можно разбогатеть

В этих условиях нет места ни историческим традициям, ни известным достижениям отечественной научной мысли, ни научным взглядам и концепциям тех зарубежных ученых, в русле которых проводимая ныне экономическая политика в России выглядит как нелепая ошибка непрофессионалов или даже как намеренный очередной обман большинства людей ради обогащения и обеспечения всяческого благополучия небольшой кучки особенно "предприимчивых", т.е. хитрых и жадных людишек, пекущихся лишь о собственных эгоистических интересах. А беды и лишения, которые терпит все большее количество людей, являются лишь временными болезнями некоторого "переходного периода" на путях к "счастливому будущему", которые вроде бы уже вырисовывается из хаоса и стихии "свободной торговли"

Однако и в России, и за рубежом с каждым днем растет число тех, кто считает, что ничего хорошего не следует ожидать от этих реформ и что социальный эксперимент над 150-миллионным народом не удался и на этот раз. "Реформируемся" уже 5 лет (а с начала перестройки - более 11-ти), но пока не виден свет в конце тоннеля

Впрочем, иначе быть и не могло. Каких только целей не формулировали реформаторы - от разорительных для общества приватизации и свободнорыночной экономики до построения "цивилизованного" капитализма. При этом игнорировались как обоснованные цели реформирования, так и исторически выработанные задачи и функции государства и правительства в этом процессе. А ведь исторический смысл любой экономической реформы состоит в том, чтобы повысить уровень жизни населения по сравнению с другими странами путем такого преобразования экономики, который обеспечивает промышленную и сельскохозяйственную независимость страны на базе непрерывного научно-технологического преобразования сфер производства, инфраструктуры, потребления и услуг

Примером таких реформ может быть успешная денежная реформа С.Ю.Витте в России, которую, по оценке самого автора, удалось провести так, что население страны ее даже не заметило. А вот реформы Президента США Франклина Рузвельта в 30-е годы заметили все, но их эффективность в короткие сроки превзошла все ожидания

В этой связи  вызывают недоумение категорические заявления ответственных лиц из правительства России о необходимости продолжения выбранного курса реформ. А их очередные обещания финансовой стабилизации и экономического подъема в ближайшее время - это лишь очередной миф или блеф. Более правдоподобны опасения социального взрыва зимой или весной 1997 года. Но Россия - особая страна. Вряд ли какой-нибудь другой народ смог бы так, как бессловесное российское население, молчаливо проглотить гайдаровское уничтожение его сбережений: в результате грабежа государством вкладов под видом "либерализации цен" в 1992 году у населения было украдено 200 миллиардов долларов США

Сейчас экономика доверена очередному эшелону весьма сомнительных людей (их называют "новыми русскими", а иногда - просто "жуликами"). В 1995 г. жизненный уровень населения снизился на 12%, а в бюджетной сфере - на 24%, во всем мире прожиточный минимум - это такой уровень зарплаты, на которую можно прожить по "минимальному" спросу. В России минимальная зарплата в 7 раз ниже прожиточного минимума и в 4 раза ниже одной только "продуктовой корзины"

Все это происходит на фоне и по причине резкого спада промышленного и сельскохозяйственного производства, роста безработицы, коррупции и преступности. Но российским законодательством ни за подобные последствия экономических реформ, ни за невыполненные обещания и обязательства никакой и ничьей ответственности не предусмотрено

Чтобы предотвратить дальнейшее углубление экономического кризиса, социального унижения и духовного разложения российского общества, следует навязанному России сомнительному курсу экономического либерализма (со всеми его неокологиалистскими для страны и аморальными для людей последствиями) открыто и решительно противопоставить иные, подлинно научные, гуманистические и высоконравственные принципы и концепции экономической и социальной жизни общества, выработанные человечеством

Именно такие концепции содержит физическая экономика Линдона Ларуша, которая основывается на наиболее надежных и апробированных мировой наукой и практикой достижениях человеческой мысли всех стран и народов мира, в том числе и видных российских ученых Д.И.Менделеева, С.Ю.Витте, В.И.Вернадского, известных американских, немецких и французских экономистов и политиков - Б.Франклина, А.Гамильтона, Г.Кэри, А.Линкольна, Ф.Рузвельта, Д.Кеннеди, Ф.Листа, К.Аденауэра, Ш.де Голля, М.Аллэ и др.

Многие полезные идеи, принципы и методы содержатся в предлагаемой российскому читателю книге Линдона Ларуша

Линдон Ларуш  внес в экономическую науку эпистемологию философа, строгость суждения математика, естественнонаучную объективность физика, эрудицию и широту взглядов историка. Он умело и гибко применяет к анализу экономических процессов общенаучные методы, вскрывая ложные, антинаучные концепции и методы в математике, физике, термодинамике и господствующей в университетских учебных курсах экономике

Становление и развитие физической экономики затрагивает сложившиеся в определенных слоях общества эгоистические интересы и наталкивается на ожесточенное сопротивление не только сторонников и иных научных концепций, но и власть имущих. Линдон Ларуш всегда шел и идет сейчас к истине своим собственным путем, не считаясь и зачастую выступая против господствующих в обществе идей и доктрин

Как мы видим из этой книги и других выступлений Ларуша, его суждения - это суждения честного ученого, занимающего в обществе позицию подлинной гражданской честности. Поэтому они всегда носят острокритический характер

В этом отношении позицию и метод Ларуша как экономиста и политика можно сравнить с позицией известного французского экономиста, Нобелевского лауреата Мориса Аллэ, которому, в частности, принадлежат следующие слова: "Тот факт, что столь нелепая политика, противоречащая всем элементарным урокам экономической науки, могла проводиться настойчиво и беспрерывно... доказывает, что наш руководящий персонал в своем огромном большинстве состоит из экономически безграмотных людей"

Точно так же Линдон Ларуш оценивает бездарных политиков и государственных деятелей. В данной книге он, в частности, пишет: "Фактически все правительства десятилетиями разрушали планету из-за терпеливого отношения к общепринятому академическому пониманию экономической науки. Между тем, уже давным-давно доказано, что такое понимание является ничем иным, как всеобщим межгосударственным договором о массовом самоубийстве"

Но сила Ларуша не только в обоснованной критике сомнительных экономических взглядов и неумелой практики хозяйствования, но в его конструктивном подходе к оценке экономической ситуации и разработке целостной концепции проведения эффективной экономической политики на базе принципов физической экономики

Ларуш уделяет большое внимание социальным и нравственным проблемам. Он со своих оригинальных позиций рассматривает не только вопросы стимулирования участия различных категорий работников в производственном процессе, но и возможности повышения жизненного уровня и продолжительности жизни населения при непрерывном научно-технологическом прогресссе и усилении господства человека над природой

Предвижу возражение (если не возмущение): "Как это так? Мы уже жили под лозунгом господства человека над природой. Что из этого вышло? Сплошные экологические бедствия и даже катастрофы. Поэтому надо не господствовать над природой, не брать от нее, а больше давать ей". Подобные рассуждения навеяны теми из современных "заблудившихся"  теорий, в которых под впечатлением неразумного хозяйствования сами вопросы отношения человека с природой поставлены с ног на голову. Линдон Ларуш ставит все на свое место. Он самым решительным образом отвергает эти "Гринписовские" устрашения и призывы. А направленную против человечества активную деятельность британского "Фонда защиты дикой природы" он разоблачил под символом "Зоопарк народов"

Все дело в том, что изрядно подпортив природу, мы вдруг спохватились: так делать нельзя! Но вместо того, чтобы искать нормальные, экологически безопасные способы господства человека над природой, без чего невозможно само существование людей, появились псевдонаучные концепции, призывающие вместо развития цивилизации чуть ли не возвращаться к дикости - в пещеры, будто бы ради спасения природы

Такой подход не только не решает проблему, а загоняет ее в тупик. Господство человека над природой было, есть и будет. В противном случае сам человек как потребитель природных ресурсов ради своего выживания должен будет исчезнуть или раствориться в природе. В действительности, человек будет выращивать более высокие урожаи, применять все более совершенную технику, технологию, химические удобрения и т.п. Будет непрерывно повышаться плодородие почвы. Человек продолжит свое господство над природой. Единственное, чего он не должен делать - не разорять, не загрязнять и грубо не уничтожать природу. Именно с этим должна бороться прикладная экология. Но при чем здесь умозрительные рассуждения о господстве или подчинении человека природе?

Таким образом, человек был, есть и будет одновременно творцом и пользователем природы ради жизни на Земле

Глубокий социальный и моральный смысл имеет отношение Ларуша к налоговой политике. Он считает аморальным требование о выплате долгов организациями и лицами, утратившими платежеспособность. Что же касается антиобщественных сфер деятельности (всех видов спекуляции, ростовщичества, наркобизнеса, валютного мошенничества и т.п.), то их следует облагать максимальными налогами, делающими невозможными само их существование

Феномен Л.Ларуша как независимой творческой личности связан с его жесткой научно-этической позицией: для него как ученого высшей ценностью является поиск научной истины. Ему неприемлемы никакие уступки, никакие компромиссы политического, корпоративного, карьерного или иного характера. Его научный поиск независим от любых влияний, идеологических предпочтений или иных соображений...

Вернемся собственно к текстам Линдона Ларуша, сгруппированным по изданиям и темам

 

Домашняя ] Вверх ]

© 2006 МетаУниверситет - Распределенный Университет Золотого Сечения (РУНИВЕР)
Дата изменения: 05.01.2007